государственное устройство КР
президент
Жогорку Кенеш
правительство
суды
нормативно правовая база КР
Внутренняя политика
Внешняя  политика
донорские организации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВНУТРЕННЯЯ политикА

 

О реформе государственной службы Кыргызской Республики

Оборона и безопасность

Местное самоуправление

Ассамблея народа Кыргызстана


О реформе государственной службы Кыргызской Республики

 

            Сегодня становится очевидным, что в условиях административной реформы на первый план выходит проблема реформирования всей системы управления государственной службой.

            Значимость данного обстоятельства нельзя не отметить, поскольку институт государственной службы является неотъемлемой составляющей государственности, а государственные служащие – основными исполнителями проводимых в обществе демократических и социально-экономических преобразований.

            Сегодня можно констатировать, что государственная служба, взявшая курс на демократизацию и профессионализацию своих рядов, внесла существенный вклад в становление и укрепление независимости суверенного Кыргызстана. На сегодняшнем этапе развития кыргызской государственности ей отводится главенствующая роль в создании благоприятной социальной и деловой среды, которая позволит всем субъектам нашего общества жить и работать плодотворно. Имеется в виду совершенствование демократических институтов и системы государственного управления, а также искоренение коррупции.

            Поэтому, в условиях относительного сокращения государственного вмешательства в экономику и во многие иные сферы жизни общества настоятельной и очевидной задачей является усиление потенциала государства, повышение эффективности государственного управления.

            Важнейшим механизмом для достижения этой цели являются вопросы кадрового обеспечения реформ, создания стабильного и профессионального госаппарата.

            Важной вехой на пути создания профессиональной государственной службы стало принятие в 1999 году Закона «О государственной службе», позволивший законодательно оформить государственную службу как институт и субъект права. Дальнейшее организационно-правовое обеспечение системы государственной службы было закреплено Указами Президента Кыргызской Республики.

            Вместе с тем, анализ состояния и функционирования системы государственной службы в Кыргызской Республике за прошедшие 5 лет показал, что говорить о ее совершенстве и высокой эффективности не приходится.

            Государственные служащие все еще имеют слабые гарантии социальной и правовой защищенности. Весьма высокой остается степень влияния политических процессов на эффективность и профессионализацию государственной службы. В свою очередь это вызывает значительную текучесть квалифицированных кадров.

            К сожалению, имеют место факты административного произвола со стороны отдельных руководителей государственных органов, нередки и сообщения в СМИ о нечистоплотности и некомпетентности отдельных госслужащих.

            Оплата труда государственных служащих, которая остается значительно ниже конкурентного уровня, является одной из причин низкого качества работы, а также благоприятной средой для проявления коррупции.

            В большинстве органов государственного управления не на должном уровне проводится работа по совершенствованию качественного состава государственных служащих, включающая системы конкурсного замещения вакансий, аттестации, формирования резерва кадров.

            Несмотря на острую потребность в должной профессиональной подготовке наших государственных служащих для надлежащего выполнения ими развивающихся функций государства, на практике систематическая оценка потребностей в обучении не проводится. К тому же еще не достаточно эффективна система обучения и повышения квалификации государственных служащих.

            Кроме того, поступающие в Администрацию Президента Кыргызской Республики письма с жалобами от наших сограждан свидетельствует о многочисленных фактах нарушений законодательства о государственной службы. Тем не менее, необходимо признать: несмотря на то, что основная часть правонарушений вызвана не противозаконным умыслом, а является следствием отсутствия необходимых знаний норм законодательства, это не освобождает нарушителей от ответственности.

            И, наконец, отсутствие адекватных институциональных мероприятий по управлению государственной службой не способствует динамичному и комплексному развитию профессиональной государственной службы.

            И как следствие всего вышеперечисленного, у граждан нашей республики наблюдается высокая степень отчуждения от государственного аппарата и снижение престижа государственной службы.

            Поэтому, учитывая важность и необходимость создания условий для дальнейшего развития системы государственной службы, основанной на заслугах и профессионализме, были разработаны и приняты следующие законы: «О государственной службе», «О декларировании и публикации сведений о доходах, обязательствах и имуществе лиц, замещающих политические и иные специальные государственные должности, а также их близких родственников».

            Кроме того, в целях усиления институциональных мер по управлению государственной службой и осуществления единой государственной политики в сфере государственной службы, устранения издержек и негативных тенденций в системе государственной службы как роде профессиональной деятельности, повышения профессионализма госаппарата и качества предоставляемых государственными служащими услуг обществу, в соответствии с Законом «О государственной службе» в сентябре 2004 года образовано Агентство Кыргызской Республики по делам государственной службы.

            Данное Агентство призвано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и решениями Совета по государственной службе, обеспечивать проведение единой государственной политики в сфере государственной службы.

            Совет по государственной службе – это коллегиальный орган, в состав которого входят представители Президента Кыргызской Республики, законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти.

            Уже в ближайшее время Совету по государственной службе и Агентству предстоит обеспечить разработку и принятие целого пакета нормативных правовых актов, единых правил, форм и процедур, т.е. обеспечить практическую реализацию законодательства о государственной службе.

            По оценкам международных экспертов, проводимая Агентством деятельность по реформированию государственной службы позволяет серьезно продвинуть Кыргызстан в становлении независимой и профессиональной государственной службы и улучшить ситуацию в борьбе с коррупцией.

            На Агентство возложены функции по совершенствованию и повышению эффективности государственной службы на административных должностях в аппарате государственных органов. Агентство координирует деятельность государственных органов в области кадровой политики, способствует формированию профессионального корпуса административных государственных служащих через систему беспристрастного конкурсного отбора и дальнейшего карьерного роста, исключающую кумовство и протекционизм в государственных органах. Агентство формирует Национальный резерв кадров, координирует вопросы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировок государственных служащих, осуществляет функции по приему и рассмотрению деклараций об имуществе и доходах государственных служащих и членов их семей, обеспечению доступа общественности к сведениям, указанным в декларациях.

            В целях решения указанных задач большое внимание уделяется становлению института статс-секретарей как важной гарантии обеспечения реализации прав государственных служащих, закрепления кадров на местах. Отбираемый Агентством по конкурсу статс-секретарь государственного органа реализует политику, определенную министром, освобождая его для решения стратегических и отраслевых проблем. Статс-секретарь обеспечивает преемственность и стабильность работы аппарата государственного органа, несмотря на возможную смену его руководителя.

            Агентство оказывает методологическую и организационную помощь государственным органам в проведении прозрачного, беспристрастного подбора, оценки работы и продвижения кадров на конкурсной основе. Агентством разработана нормативно-правовая база для проведения конкурсных отборов, специалисты Агентства участвуют в аттестационно-конкурсных комиссиях государственных органов, проводят мониторинг кадровых перемещений, рассматривают жалобы государственных служащих на решения государственных органов.

            В целях реализации антикоррупционной политики государства Агентство прилагает значительные усилия для создания системы открытости и прозрачности доходов должностных лиц, их подотчетности и ответственности перед народом Кыргызстана. В настоящее время в соответствии с Законом «О декларировании и публикации сведений о доходах, обязательствах и имуществе лиц, замещающих политические и иные специальные государственные должности, а также их близких родственников» осуществляется декларирование лиц, замещающих политические и иные специальные должности.

            В целях установления обратной связи и оперативного решения возникающих вопросов, а также борьбы с должностными правонарушениями на государственной службе в Кыргызской Республике в Агентстве функционирует «телефон доверия». По нему ежедневно поступают десятки обращений граждан по фактам противозаконного увольнения, служебного продвижения и приема на административные должности без конкурсного отбора, а также коррупционных правонарушений и злоупотреблений на государственной службе. По этим сведениям Агентством предпринимаются соответствующие меры.

            Принятые и принимаемые меры по реформированию государственной службы направлены на повышение эффективности государственного управления, предупреждение коррупционных правонарушений в системе государственной службы, повышение ее авторитета и престижа.
Тем не менее, система государственной службы в Кыргызской Республике находится только в начале пути своего профессионального развития. Поэтому в ближайшее время предстоит принять ряд кардинальных мер по повышению эффективности госслужбы в интересах государства и всего народа Кыргызстана.

            Но уже сегодня можно уверенно утверждать, что в Кыргызской Республике заложены основы и предпосылки для создания современной модели государственной службы.

 

Оборона и безопасность

 

Вооружённые силы Кыргызской Республики

 

            Вооружённые силы Кыргызской Республики провозгласив свою независимость в 1991 году, Кыргызстан, как суверенное государство и полноправный член мирового сообщества, приступил к созданию национальной армии.

            Первым шагом на пути создания Вооруженных Сил было издание Указа Президента Республики Кыргызстан от 13 января 1992 года о формировании Государственного комитета Республики Кыргызстан по делам обороны, который возглавил генерал-майор Дж. А. Уметалиев.

            29 мая 1992 года Указом Президента Кыргызской Республики «О взятии (принятии) под юрисдикцию воинских соединений, частей и учреждений бывшего Советского Союза, дислоцированных на территории Кыргызстана» было положено начало строительства Вооруженных Сил как фундаментальной основы безопасности нашего государства.

            17 декабря 1993 года Указом Президента Кыргызской Республики Государственный комитет республики по делам обороны был преобразован в Министерство обороны Кыргызской Республики. Министром обороны назначен генерал-майор М. У. Субанов. В августе 1999 года Указом Президента Кыргызской Республики министром обороны назначен генерал-майор Э. Т. Топоев.

            25 марта 2005 года Указом И.о. Президента Кыргызской Республики  исполнение обязанности Министра обороны Кыргызской Республики возложено на генерал-майора Исакова И.И.

            Принятие 5 мая 1993 года Конституции Кыргызской Республики определило основные принципы военной политики нашего государства, строения и развития его Вооруженных Сил. В Конституции закреплено, что Кыргызская Республика не имеет целей экспансии, агрессии и территориальных притязаний, решаемых военной силой, отвергает милитаризацию государственной жизни, подчинение государства, его деятельности задачам ведения войны. Вооруженные Силы строятся в соответствии с принципами самообороны и оборонительной достаточности, безусловного соблюдения законодательства Кыргызской Республики, подконтрольности военных структур высшим органам государственной власти, соответствия организационной структуры боевого и численного состава, обеспечения национальной безопасности государства, способности к адекватному наращиванию боевой мощи при возрастании военной угрозы, поддержания боевой и мобилизационной готовности, соблюдения норм международного права и использования мирного опыта военного строительства.

            Строительство и развитие Вооруженных Сил независимого и суверенного Кыргызстана отвечает этим принципам, осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Военной доктриной Кыргызской Республики на переходный период до 2010 года, утвержденной 23 марта 2002 года Решением Совета безопасности Кыргызской Республики.

            За прошедшие годы,  Вооруженные Силы республики в рамках международного военного сотрудничества достигли значительных результатов и накопили богатый опыт, позволяющий им строить свою работу в едином русле с внешнеполитической деятельностью руководства республики. Министерство обороны рассматривало стратегическое и военное партнерство как важный фактор, дополнительно обеспечивающий национальную безопасность СНГ, и поэтому безусловным приоритетом считает свою деятельность в Совете Министров обороны государств-участников Содружества и ОДКБ.

            Военные и исполнительные структуры Кыргызской Республики участвуют в военном сотрудничестве и обмене информацией в рамках СНГ и ОДКБ. Осуществляется международное военное сотрудничество с НАТО в рамках программы «Партнерство во имя мира» и странами Шанхайской организации сотрудничества. Двусторонние военные связи установлены с 18 странами мира.

            Представители Вооруженных структур Кыргызстана активно и плодотворно работают в Антитеррористическом центре государств-участников стран СНГ, Региональном антитеррористической структуре Шанхайской организации сотрудничества. В г. Бишкек функционирует штаб Коллективных сил быстрого развертывания государств-участников ОДКБ. На территории Кыргызстана открыты военно-авиационные базы США и России.

            В «горячих точках» планеты – Либерии, Бурунди, Судане и в Сьерра-Леоне,-  в составе «голубых касок» ООН  проходят службу в качестве наблюдателей 20 кыргызстанцев. Участвуя в миротворческой деятельности ООН, Кыргызстан вносит свой практический вклад  в общее дело поддержания международного мира и безопасности.

            Вооруженные Силы Кыргызской Республики в 1999-2000 годах успешно выполнили задачу по отражению агрессии  бандформирований международных террористов, вторгшихся на юг нашей республики. В боях участвовали все военные структуры Вооруженных Сил. Баткенские события 1999-2000 годов стали серьезным испытанием для армии Кыргызстана.

            За мужество и героизм в боевых действиях в 1999 и 2000 годах награждены 545 человек орденами «Манас» II, III степени, медалями «Эрдик», Почетной грамотой Кыргызской Республики.

            История Вооруженных Сил Кыргызской Республики последних тринадцати лет убедительно доказала необходимость иметь современную и мобильную военную государственную структуру для защиты национального суверенитета, безопасности и территориальной целостности Кыргызстана.

            Сегодня государственное устройство Кыргызской Республики и ее военная организация находятся на стадии преобразований. Вполне понятно, что современная военная реформа является необходимой составной частью политических и социально-экономических реформ в нашей стране, одним из определяющих условий их успеха, действенным фактором обеспечения обороны и безопасности Кыргызстана, его активной и конструктивной роли в современном мире.

            В этом направлении уже проделана большая работа. Главной целью военного строительства в Кыргызской Республике является создание небольших, компактных и мобильных Вооруженных Сил, оснащенных современным вооружением, военной техникой, обеспеченных материальными средствами для ведения военных действий в условиях высокогорья, способных в короткие сроки гарантированно обеспечить защиту территориальной целостности, конституционного строя, суверенитета и граждан государства.

            Главнокомандующим Вооруженными Силами является Президент Кыргызской Республики. Он осуществляет руководство Вооруженными Силами, назначает и сменяет высшее командование.

            Центральный орган государственного управления Вооруженными Силами - Министерство обороны. Его Главный штаб является основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Кыргызской Республики. Министерство обороны несет ответственность за состояние всех Вооруженных Сил и их дальнейшее развитие, способность к реагированию в случае военной опасности для государства.

            Высшим командованием Вооруженных Сил является руководство Министерства обороны, непосредственно осуществляемое Министром обороны Кыргызской Республики.

            Вооруженные Силы Кыргызской Республики в мирное и военное время состоят из органов политического, военного управления, соединений, частей и учреждений Министерства обороны, Внутренних войск Министерства внутренних дел КР, Службы национальной безопасности КР, Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций КР, Национальной гвардии, Службы государственной охраны и органов военной юстиции Кыргызской Республики. В структуре Вооруженных Сил создаются силы общего назначения, быстрого развертывания, немедленного реагирования и охраны государственной границы (Пограничные войска Службы национальной безопасности)

            В целях обеспечения надежной защиты национальных интересов и территориальной целостности страны, концентрации сил и средств по обеспечению охраны государственной границы, дальнейшей оптимизации государственного управления в области безопасности Указом И.о. Президента Кыргызской Республики от 23 мая 2005 года Пограничная служба Кыргызской Республики преобразована в Пограничные войска Службы национальной безопасности Кыргызской Республики.

 

 

Местное самоуправление

 

О реформе местного самоуправления в Кыргызской Республике

 

            Анализ развития местного самоуправления в Кыргызстане свидетельствует о значительных и масштабных преобразованиях всей системы территориального управления, внедрении в практику местной власти принципов демократии.

            Официально реформа местного самоуправления началась еще на заре нашей демократии, когда 19 апреля 1991 года Верховный Совет Республики Кыргызстан принял исторический Закон «О местном самоуправлении в Республике Кыргызстан», установивший принципиально отличные от практики централизованного управления нормы и правила организации местной власти. В последующем этот Закон неоднократно модернизировался. Основные изменения в данный Закон были внесены 4 марта 1992 года, когда Жогорку Кенеш внес поправки в этот правовой документ, который в новой редакции стал именоваться Законом «О местном самоуправлении и местной государственной администрации в Республике Кыргызстан». Наиболее важные моменты, установленные законом, следующие. Во-первых, законодательно произведено разграничение функций государственной власти и местного самоуправления. Данным законом был введен новый институт исполнительной власти – местная государственная администрация. Во-вторых, ликвидирована вертикальная подчиненность местных представительных органов власти – кенешей, которая существовала в годы централизованного государственного управления.

            Сделанные преобразования были закреплены в принятой 5 мая 1993 года Конституции Кыргызской Республики, провозгласившей (в редакции 1998 года) в качестве одного из принципов государственной власти принцип разграничения функций государственной власти и местного самоуправления. Такой подход задал направление дальнейшей реформы самоуправления, сформировал необходимую организационно-правовую основу для качественного углубления властных преобразований. Более того, в Конституции местному самоуправлению отведена отдельная глава - Глава VII «Местное самоуправление». Тем самым Кыргызстан полностью придерживается рекомендации Европейской Хартии о местном самоуправлении, принятой советом Европы в 1985 году. Согласно статье 2 Хартии «Принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны, и, по возможности, в конституции страны».

            Несмотря на прогрессивность идей, содержащихся в этом правовом документе, хорошо согласующихся с общепризнанными мировыми нормами местного самоуправления, предполагающими широкую политическую, административную и финансовую автономию самоуправления, выразившихся путем провозглашения таких узловых принципов кыргызского самоуправления как самообеспечение, саморегулирование и самофинансирование, именно Положение «Об основах организации местного самоуправления в Кыргызской Республике» и стало главной причиной того, что в будущем законодательстве накапливалось все больше внутренних противоречий.

            С этого момента и по 2002 год организационно-правовое развитие местного самоуправления в основном обеспечивалось указами Президента Кыргызской Республики, основанных на постулатах Конституции и Положении «Об основах организации местного самоуправления в Кыргызской Республике», а Закон «О местном самоуправлении и местной государственной администрации в Республике Кыргызстан» от 19 апреля 1991 года одновременно все менее и менее отвечал реалиям повседневной жизни, что в итоге вело к внутренним противоречиям в законодательстве республике.

            Прямым следствием Временного положения стала реформа представительных органов местного самоуправления. Суть преобразований заключалось в том, что общая численность депутатов местных кенешей была сокращена с 21 тысячи депутатов до 7 тысяч. Такой подход позволил сделать местные мини-парламенты более компактными, способными гораздо более оперативно решать многие жизненно важные вопросы местного значения. Состоявшиеся в октябре 1994 года выборы депутатов местных кенешей прошли уже в соответствии с новыми нормами количественного представительства.

            А уже через 3 месяца, в феврале 1995 года, реформа самоуправления обрела более конкретные очертания, когда состоялись альтернативные выборы главы местного самоуправления – мэра города Бишкека. Таким образом, взамен бывшей Бишкекской городской государственной администрации был создан качественно новый исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления - мэрия. В результате город Бишкек стал первой центральноазиатской столицей государств-участников СНГ, начавшей осуществлять городское управление на принципах местного самоуправления. В управление городу передана коммунальная собственность. Чуть позднее, уже в 1997 году, на городском курултае принят Устав города Бишкека.

            Дальнейшее реформирование местного самоуправления осуществлялось на основе изменений, внесенных в основной Закон республики. 10 февраля 1996 года на всенародном референдуме были приняты поправки в Конституцию Кыргызской Республики. В результате конституционное закрепление получили коммунальная собственность, делегированные государственные полномочия. К тому времени назрела настоятельная необходимость законодательных изменений, так как устаревший Закон о местном самоуправлении не отвечал современным представлениям о демократической системе местного управления, а понятие коммунальной собственности прямо трактовал как разновидность государственной собственности. Такое положение вещей создавало серьезные препятствия для дальнейшего продвижения административной реформы, реализации узловых принципов самоуправления – саморегулирования, самообеспечения, самофинансирования.

            Благодаря проведенной в 1996 году конституционной реформе стало возможным осуществить ряд качественных организационных преобразований в системе территориального управления в соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики «О мерах по дальнейшему повышению роли и ответственности глав местных государственных администраций и местного самоуправления» от 20 марта 1996 года. На основе Указа на самоуправление переведена вся сельская местность. В селах и поселках республики созданы исполнительно-распорядительные органы при сельских и поселковых кенешах - айыл окмоту. Всего образовано 457 айыл окмоту. Кроме того, данным Указом были произведены изменения в направлении повышения законности на местах путем введения института губернаторства. Указом установлено, что губернатор области является высшим должностным лицом, ответственным за реализацию законов, указов Президента и постановлений Правительства.

            В период с ноября 1996 года по март 1997 года в селах и поселках приняты уставы местных сообществ - айыл мыйзамы, а согласно постановлению Правительства от 11 ноября 1996 года, в коммунальную собственность местным сообществам сел и поселков передано более 5 тыс. объектов социально-культурного, бытового и хозяйственного назначения. Передача этих объектов в коммунальную собственность позволила обрести для них конкретного хозяина, восстановить многие пришедшие в негодность объекты, благоустроить село и разнообразить быт сельчан.

            В 1997 году на I республиканском курултае представителей местных сообществ образован Конгресс местных сообществ. Цель Конгресса -  выражение воли местных сообществ республики, содействие развитию местного самоуправления. Таким образом, Конгресс стал первым общественным объединением, внесшим определенный вклад в развитие местного самоуправления и дальнейшего продвижения реформы.

            Дальнейшие преобразования были сосредоточены на реформе органов власти в городах республики. Так, начиная с 1998 года, на местное самоуправление были переведены 12 городов районного подчинения: Кант, Кара-Балта, Каракол, Кара-Суу, Кок-Жангак, Нарын, Баткен, Исфана, Узген, Чолпон-Ата, Шопоков, Токмок. В этих городах образованы исполнительно-распорядительные органы при городских кенешах - городские управы (Указ Президента «Об организации местного самоуправления в городах районного подчинения Кыргызской Республики» от 23 июня 1998 года и дальнейшие указы о распространении практики местного самоуправления на населенные пункты, получившие статус городов районного подчинения). На городских курултаях приняты уставы городов. Согласно постановлению Правительства, этим городам переданы объекты в коммунальную собственность.

            Говоря о реформе местного самоуправления, следует упомянуть о принятии в 1999 году Кодекса о выборах в Кыргызской Республике, установившего многомандатную систему выборности депутатов местных кенешей, которая позволила значительно рационализировать систему выборов. Многомандатность также позволила сделать выборы значительно более экономичными, так как по каждому округу избирались сразу не менее двух депутатов.

            Большую системность реформа обрела с 1999 года. В этом году была принята Концепция дальнейшего развития местного самоуправления в Кыргызской Республике на 1999-2001 годы, утвержденная Указом Президента от 2 августа 1999 года. В Концепции обозначены основные стратегические направления развития местного самоуправления на три года, включая обоснование необходимости усиления полномочий представительных органов самоуправления, перевода на самоуправление городов областного подчинения.

19 августа 2000 года на учредительном собрании глав и мэров городов республики образована Ассоциация городов Кыргызской Республики, целью которой является развитие межгородского сотрудничества, оказание помощи в развитии городов, защита интересов городов на республиканском и местном уровнях. В соседних республиках Центральноазиатского региона пока не существует подобных ассоциаций, занимающихся развитием местного самоуправления и защитой интересов городов.

            Этапным для развития местного самоуправления в Кыргызстане стал 2001 год.
В качестве первоочередной меры, принятой в этом направлении, является решение о введении принципа выборности глав местного самоуправления сел, поселков и городов районного подчинения республики.

            Буквально накануне 2001 года, в целях неуклонного претворения в жизнь политики и программ по развитию местного самоуправления в правительстве была учреждена должность министра по развитию местного и регионального самоуправления.

В январе 2001 года вышел Указ Президента «Об утверждении Временного положения о пилотных выборах глав местного самоуправления сел и городов районного подчинения республики». Согласно Временному положению проведены прямые выборы глав в 11 айыл окмоту и 1 городе районного подчинения - Исфане. На основе анализа проведенных выборов разработан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс о выборах Кыргызской Республики», регулирующего механизм выборности глав местного самоуправления непосредственно населением.

            Вторым шагом в укреплении местного народовластия стали преобразования системы управления в городах областного подчинения. 2 мая 2001 года Президент страны подписал Указ «Об основах организации местного самоуправления в городах областного подчинения Кыргызской Республики». В соответствии с Указом начат перевод на принципы местного самоуправления городов областного подчинения: города Ош, Талас, Кызыл-Кия, Кара-Куль, Балыкчи, Сулюкта, Таш-Кумыр, Майлуу-Суу, Джалал-Абад. В период со 2 по 3 июля 2001 года в этих городах состоялись альтернативные выборы глав местного самоуправления – мэров городов, которые осуществлялись депутатами городских кенешей.

            Одновременно был подписан Указ Президента «О мерах по повышению роли народных курултаев представителей местных сообществ Кыргызской Республики в управлении делами местного значения», которым расширены полномочия курултаев как органов представительной демократии. Эти поистине народные форумы, завещанные нам нашими предками, позволяют привлекать местное население к активному участию в управлении жизнедеятельностью местных сообществ и полнее использовать принцип подотчетности местных властей перед ними.

            Осенью того же года в селах, городах и районах республики прошли 522 народных курултая, в которых приняли участие более 91 тыс. делегатов, избранных на сходах и собраниях граждан по месту жительства или работы. С различными актуальными предложениями и замечаниями по повышению роли и улучшению работы органов местного самоуправления выступили 7825 делегатов. Были заслушаны отчеты глав всех сельских управ и городов, акимов, дана всенародная оценка их деятельности, а также приняты новые редакции Уставов местных сообществ. В феврале 2002 года прошли народные курултаи на областном уровне, на которых подведены итоги социально-экономического развития областей за 2001 год, были обсуждены планы и перспективы будущего социально-экономического развития регионов. Активное участие в курултаях также приняли представители центральных органов государственной власти.

            По итогам работы народных курултаев в адрес центральных органов власти поступило более трех тысяч предложений и критических замечаний, которые были обобщены и использованы правительством при разработке социально-экономического, общественно-политического развития страны.

            В конце 2001 года,  было положено начало процессу –передаче власти в руки народа в лице членов местных сообществ сел, поселков и городов нашей страны. В декабре месяце впервые состоялись всеобщие выборы глав местного самоуправления сел, поселков и городов районного подчинения республики. Это политическое мероприятие стало событием огромной важности, поскольку было направлено на последовательное решение главной задачи и цели демократии – развитие и углубление народовластия. Всемирная история развития демократии убедительно доказывает, что демократические выборы в органы местного самоуправления предоставляют реальную возможность местному электорату, всему местному населению активно участвовать в управлении делами местного значения и влиять на его качество, осуществлять контроль над деятельностью органов, которые они сами сформировали путем выборов.

            Следует отметить, что позитивные преобразования в сфере развития местного самоуправления были прямым результатом разработки соответствующей правовой базы при создании новой системы местного самоуправления. Самое основное достижение - своевременное внесение изменений и дополнений в Основной закон республики с учетом требований современности, чем было обеспечено быстрое и уверенное развитие местного самоуправления на демократических началах. В этом ключе были внесены соответствующие поправки в Гражданский кодекс, законы о земле, избирательную и налоговую системы. Наряду с этим Указами Президента Кыргызской Республики и постановлениями правительства были урегулированы вопросы реформирования, организационно-правового и финансово-экономического обеспечения системы местного самоуправления во всех необходимых аспектах.

            Однако, как было изложено выше, эти подзаконные акты не соответствовали нормам принятого на заре независимости республики Закона «О местном самоуправлении и местной государственной администрации в Республике Кыргызстан», который в свою очередь уже не отвечал реалиям настоящего времени.

            Только начиная с 2001 года государство начало делать практические шаги по созданию новой, учитывающей реальную ситуацию в местном самоуправлении, правовой базы, направленной на устранение противоречий в законодательстве.

В мае 2001 года в республике была принята общенациональная стратегия «Комплексная основа развития Кыргызской Республики до 2010 года». В этой долгосрочной стратегии развития страны значительная роль в достижении ее целей отводится органам местного самоуправления, местным сообществам, а также их эффективному взаимодействию с государственными структурами, направленных на сокращение уровня бедности.

            Одним из важнейших таких шагов, а также воплощением основных положений Концепции развития местного самоуправления в Кыргызской Республике на 1999 – 2001 годы, стал принятый в январе 2002 года в новой редакции Закон Кыргызской Республики «О местном самоуправлении и местной государственной администрации», который закрепил организационно-правовые изменения, произошедшие в ходе реформы местного самоуправления. Впервые законодательное закрепление получили уставы местных сообществ и народные курултаи. Данный Закон также установил принципы взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления, организационную структуру и основы финансово-экономического развития органов местного самоуправления, а также создал правовые предпосылки для дальнейшей демократизации управления на местном уровне, формирования условий для повышения прозрачности деятельности местных органов власти, их ответственности перед народом.

В марте 2002 года Президент Кыргызской Республики подписал Закон «О коммунальной собственности на имущество». Отсутствие этого важнейшего для органов местного самоуправления нормативного правового акта лишало местные органы власти хозяйственной инициативы и не способствовало созданию полноценного децентрализованного управления. Более того, позволяло государству постоянно вмешиваться в дела муниципалитетов. Теперь этот Закон передал все права на владение, пользование и распоряжение коммунальной собственностью органам местного самоуправления, как это и установлено в основном законе государства - Конституции Кыргызской Республики.

            Разработан проект Национальной стратегии «Децентрализация государственного управления и развитие местного самоуправления в Кыргызской Республике до 2010 года», который был вынесен на обсуждение II-го Курултая представителей местных сообществ Кыргызской Республики, состоявшегося 26 ноября 2002 года в г. Бишкек.

В декабре 2002 года Указом Президента Кыргызской Республики была утверждена одобренная делегатами и участниками II-го республиканского Курултая Национальная стратегия «Децентрализация государственного управления и развитие местного самоуправления в Кыргызской Республике до 2010 года». Она включает следующие разделы:

- формирование эффективной правовой базы;

- политические, административные реформы и государственная поддержка органов местного самоуправления;

- проведение экономической и финансовой децентрализации;

- становление муниципальной службы и совершенствование кадровой работы;

- социальная мобилизация и развитие человеческого потенциала;

- консолидация гражданского общества.

            В рамках данной Национальной стратегии предстоит решить целый ряд неотложных задач. По большому счету все они сводятся к двум основным.

Первая – необходимо обеспечить сильную, полномочную местную власть, опирающуюся на прочную финансовую базу.

            Вторая, не менее важная задача – создать правовые условия, обеспечивающие эффективную работу органов местного самоуправления.

            В декабре 2001 года постановлением правительства страны утверждена Государственная концепция развития малых городов и поселков городского типа Кыргызской Республики.

            Причина такого внимания к проблемам малых городов республики заключается в крайне сложном положении, в котором оказались эти населенные пункты. Если в крупных городах ситуация в экономике сравнительно благополучная, то малые города в силу своей невысокой ресурсности оказались в значительно более тяжелой ситуации. Особенно это касается "тупиковых" городов, а также городов, возникших в советское время в качестве придатков к крупным предприятиям, которые теперь практически не работают. Особое внимание планируется уделить поддержке городов, находящихся в рискованных географических и климатических зонах, периодически страдающих от оползней и наводнений.

            Эффективность реализации конституционного права населения на осуществление местного самоуправления во многом зависит не только от наличия всего комплекса необходимых законов, но и от понимания населением своих прав и возможностей в этом процессе. Подразумевается активное участие в процессе организации местного самоуправления не только государства, но и населения, причем не только через широкое его участие, но и, пожалуй, самое главное, заинтересованность в результатах.

            В этой связи в мае 2001 года вышел Указ Президента Кыргызской Республики «О мерах по повышению роли и ответственности органов территориального общественного самоуправления в Кыргызской Республике», в котором отмечено, что одним из основных направлений нового этапа реформы местного самоуправления считается всемерное улучшение и совершенствование деятельности органов территориального общественного самоуправления. Позднее, в октябре того же года, правительством были утверждены положения, регламентирующие деятельность таких органов.

            В июле 2002 года был принят Закон «О судах аксакалов», который определил правовые основы, принципы организации и деятельности этих общественных органов местного самоуправления.

            Развитие в республике местного самоуправления, оказало серьезное позитивное влияние на общественные отношения и совершенствование деятельности государственного управления, а также создало предпосылки для повышения эффективности общественного контроля над деятельностью органов исполнительной власти.

            Однако надо учесть, что наряду с положительными результатами имеет место ряд проблем в сфере государственного управления и регулирования, свидетельствующих о том, что в обществе назрел вопрос о необходимости проведения преобразований, требующих, прежде всего, внесения поправок в конституционные основы государственного устройства.

            Поэтому в республике была проведена Конституционная реформа, результатом которой стал принятый референдумом (всенародным голосованием) 2 февраля 2003 года Закон Кыргызской Республики "О новой редакции Конституции Кыргызской Республики".

            Принципиально важным является то дополнение в Конституцию страны, согласно которому народ Кыргызстана вправе осуществлять свою власть не только непосредственно, и не только через систему государственных органов, как было до этого, но и через органы местного самоуправления. Населению всей страны в лице местных сообществ были предоставлены новые реальные возможности для участия в политическом процессе.

            Новой редакцией Конституции страны закреплен также институт общественного самоуправления – суды аксакалов, призванный повысить роль граждан в осуществлении народовластия и расширить потенциал дальнейшего развития местного самоуправления.

Указом Президента КР от 15 января 2003 года принято предложения II-го Курултая представителей местных сообществ Кыргызской Республики о повышении заработной платы работникам органов местного самоуправления и обеспечении их служебным  автотранспортом и оргтехникой, а также об учреждении почетного звания для работников местного самоуправления Кыргызской Республики и установлении в последнее воскресенье октября ежегодно отмечаемого Дня местных сообществ Кыргызской Республики.

            На основании данного Указа главы государства Правительство страны приняло соответствующие меры.

            Таким образом, история развития местного самоуправления Кыргызской Республики говорит о непростом пути, пройденном Кыргызстаном за этот краткий промежуток времени в направлении реализации принципов местного народовластия, внедрения открытости и прозрачности действий местных органов власти, и, в конечном итоге, повышения эффективности территориального управления.

 

Местное самоуправление в Кыргызской Республике

 

            Местное самоуправление в Кыргызской Республике осуществляется местными сообществами, которые в пределах закона и под свою ответственность, управляют делами местного значения

Местное сообщество - население, постоянно проживающее на территории аильного, поселкового, городского кенешей, которых объединяют общие интересы в решении под свою ответственность вопросов местного значения, действуют через свои:

представительные органы;

исполнительно- распорядительные органы;

другие органы.

а) Представительный орган – выборный, коллегиальный орган местного самоуправления, избираемый непосредственно населением соответствующего административно- территориального деления и наделенный полномочиями решать дела местного значения.

К представительным органам местного самоуправления относятся:

областные кенеши;

районные и городские кенеши;

айыльные кенеши.

б) Исполнительно-распорядительный орган - создан для обеспечения подготовки и исполнения принятых решений представительного органа местного самоуправления (то есть, депутатов айыльного, поселкового и городских кенешей), а также делегированных государственных полномочий, осуществляющий исполнительную власть на соответствующей территории. Исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления являются:

мэрии:

городские управы;

айыл окмоту.

 

в) Другие органы это органы, формируемые самим местным населением, к этим органам относятся территориальное общественное самоуправление, квартальные комитеты, суды аксакалов, женские советы, молодежные комитеты и т.д. решающие дела местного значения.

            Дела местного значения - вопросы обеспечения жизнедеятельности населения соответствующей территории, решаемые органами местного самоуправления;

Органы местного самоуправления могут иметь в своем владении, пользовании распоряжении муниципальную собственность.

            Муниципальная собственность - собственность местных сообществ, находящаяся во владении, пользовании, распоряжении органов местного самоуправления, служащая источником получения доходов местного самоуправления и удовлетворения социально-экономических потребностей населения.

            По решению собрания граждан, местных кенешей на территории аилов, поселков, городов из числа аксакалов, иных граждан, пользующихся авторитетом, могут учреждаться суды аксакалов.

            Суды аксакалов рассматривают переданные по соглашению сторон на их рассмотрение имущественные, семейные споры и иные предусмотренные законом дела с целью достижения примирения сторон и вынесения справедливого, не противоречащего законам решения.

            Законами Кыргызской Республики устанавливаются основы организации и деятельности органов местного самоуправления, а также регулируются их взаимоотношения с органами государственной власти.

            Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными делегированными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления  материальных, финансовых и иных средств. По делегированным полномочиям органы местного самоуправления подотчетны государственным органам.
            Делегированные государственные полномочия - отдельные государственные полномочия, осуществляемые органами местного самоуправления на соответствующей территории.

           

            Местные кенеши вправе:

- утверждать и контролировать программы социально-экономического развития

- территории и социальной защиты населения

- утверждать местный бюджет и отчет о его выполнении, а также заслушивают информацию об использовании внебюджетных фондов.

- местными бюджетами являются бюджеты областей, города Бишкек, районов, городов, районов в городах, аилов и поселков

- внебюджетные фонды образуются за счет добровольных пожертвований и взносов

- выразить большинством голосов (в две трети) от общего числа депутатов недоверие главе местной государственной администрации соответствующей территориальной единицы.

- действовать независимо от местной государственной администрации

- в пределах своих полномочий, установленных Конституцией Кыргызской Республики и законодательством Кыргызской Республики, принимают акты, обязательные для исполнения на их территории.

 

            Местные кенеши и другие органы местного самоуправления несут ответственность перед государством за соблюдение и исполнение законов, а перед местным сообществом – за результаты своей деятельности.

            Депутат местного кенеша избирается сроком на 4 года и не может подвергаться преследованиям за высказанное мнение и результаты голосования в местном кенеше.

 

Ассамблея народа Кыргызстана

 

История создания и развития

 

            После распада СССР и образования суверенных государств вместо союзных республик наряду с ростом национального самосознания высветились негативные стороны национальной политики Советского Союза. В сочетании с социально-экономическими проблемами переходного периода этнические вопросы оказали сильное влияние на национальную политику Кыргызстана и деятельность общественных организаций, что проявилось в политизации этнического фактора и поляризации населения по национальному признаку.

            Нарастание напряженности, связанной с бурной миграцией граждан, опасность повторения событий, подобным  ошскому межнациональному конфликту 1990 года, побудили к созданию общественных объединений по национальному признаку (национально-культурных центров). Учитывая эту ситуацию, было принято ряд мер по стабилизации межэтнических отношений. В 1992 году были внесены коррективы в реализацию государственной языковой политики, было разрешено вести документацию на русском языке в местах компактного проживания русскоязычного населения. В том же году был открыт Кыргызско-Российский Славянский университет. Это способствовало улучшению межэтнических отношений и помогло в формировании национальной программы.

            7 декабря 1993 года руководители 11 общественных организаций: Т.Мулкубатов – председатель общества «Кыргызстан эли», М.Иззатов - председатель ассоциации турок «Астурк», В.Цой – председатель ассоциации корейцев «Чинсон», Н.Кенджиев - председатель  общества уйгуров «Иттипак», И. Садыкбаев – председатель узбекского центра «Орзу», Ю.Дунларов – председатель ассоциации дунган, В.Диль – председатель Совета немцев "Фольксрат", В.Вишневский – председатель Славянского фонда, Э.Самигулин – председатель татаро-башкирского культурного центра «Туган Тел», А.Кацев – председатель общества еврейской культуры «Менора», С.Касымов – председатель ассоциации курдов «Ныштиман» обратились к Президенту Кыргызской Республики А.Акаеву с предложением о созыве Курултая народа Кыргызстана с целью обсуждения общих проблем и выработки решений в интересах дальнейшего укрепления межнационального согласия в стране. Президент поддержал инициативу руководителей НКЦ и своим Указом утвердил организационный комитет и дату проведения Курултая народа Кыргызстана.

            Курултай состоялся 21 января 1994 года. На нем была образована Ассамблея народа Кыргызстана. В рамках данного мероприятия была провозглашена «Декларация единства, мира и согласия». Был избран председатель Совета АНК – видный государственный и общественный деятель С.Бегалиев.

            Создание Ассамблеи народа Кыргызстана стало мощным импульсом к формированию общественно-государственной системы поддержания межэтнического согласия и гражданского мира в республике. По сути, Ассамблея народа Кыргызстана  - уникальный народный парламент, обеспечивающий представительные права всем и каждой этнической группе, проживающей на кыргызской земле. Такая роль Ассамблеи народа Кыргызстана и НКЦ способствовала реализации, за счет широты охвата и своеобразия целей и задач, вопросов межэтнических отношений в республике.

С начала создания Ассамблеи народа Кыргызстана и по настоящее время остаются неизменными:

- правовая форма - как общественной организации, выражающей национальные интересы этносов, образующих народ Кыргызстана, и обеспечивающей общенародную солидарность в Кыргызской Республике;

- структура управления и механизм формирования руководящих органов;

           

            Цели деятельности: реализация и защита интересов всех этносов, населяющих Кыргызстан и национальных меньшинств КР, образующих вместе с кыргызами народ Кыргызстана;

- способствование всему тому, что сближает все этносы Кыргызстана, приобщению их к общечеловеческим гуманистическим ценностям; предупреждение напряженных ситуаций, связанных с многонациональными отношениями;

- препятствование проявлению конфронтации и экстремизма в международных отношениях;

-принципиальные основания деятельности – отсутствие фиксированного членства, открытость и доступность, демократические отношения внутри организации между членами АНК и их обеспеченное представительство в органах управления АНК, деловое и партнерское сотрудничество со всеми секторами общества (властными структурами, государственными и неправительственными организациями), выборность должностных лиц, совместное принятие решений и выработка стратегических планов развития.

           

            За более чем 9-летний срок существования (с 1994 г. по 2003 г.) в АНК произошли значительные позитивные изменения, которые коснулись:

- внутренней структуры АНК и внешнего структурного расширения;

- количественного состава АНК;

- руководящих органов АНК и общественного представительства;
социально-правового статуса;

- видов и форм деятельности;

- роли и значения в этнической сфере Кыргызстана и широкого гражданского сообщества страны.

 

            Сегодня Ассамблея народа Кыргызстана – это не только влиятельный, но и действенный институт гражданского общества, представляющий интересы всех этнических групп Кыргызской Республики.

 

            Деятельность АНК

            Вся деятельность Ассамблеи народа Кыргызстана осуществляется в рамках действующей Конституции, законов, Указов Кыргызской Республики, Декларации прав человека и Устава АНК.

            Работа осуществляется по следующим направлениям:

- организационная структура и основные виды деятельности АНК;

- межнациональные отношения и меры по укреплению межнационального согласия и гражданского мира в республике;

- общественно-политическая деятельность;

- культурно-просветительская деятельность;

- благотворительная деятельность;

- информационно-коммуникативная, научно-исследовательская и программно-проектная деятельность  складываются из общих результатов функционирования национально-культурных центров и объединений АНК, ее региональных отделений и Института этнической политики при АНК.

 

            Инициативы АНК

 

            В первые годы своего существования Ассамблея народа Кыргызстана внесла инициативы в правительство и Жогорку Кенеш Кыргызской Республики о сокращении миграционных процессов русскоязычного населения Кыргызстана.

В 1994 году, в связи с подготовкой к введению паспортов граждан Кыргызской Республики, АНК внесла предложение в парламент КР и Конституционный суд о включении в паспорт строки о национальности вместо предусматриваемых слов “гражданин Кыргызской Республики”. Эта инициатива Ассамблеи была принята, и в паспортах граждан Кыргызской Республики есть строка о национальной принадлежности.

 

             1995 году внесено предложение Президенту КР о выделении земельных наделов всем представителям национальных меньшинств, проживающим в сельской местности.

             002 году АНК внесла предложение в Конституционное совещание о включении в состав будущего парламента Кыргызской Республики 15 представителей от Ассамблеи народа Кыргызстана.

            Поисках путей достижения мира и согласия в гражданском обществе: АНК 16 апреля 2002 года провела Форум на тему: “На путях мира и согласия в гражданском обществе” и приняла декларацию по данному вопросу.

            6 марта 2003 года АНК с участием представителей ассоциацией НПО и НКО, партий и движений КР провела Курултай народа Кыргызстана по реализации новой редакции Конституции Кыргызской Республики. 

Design and processing by DVH®