государственное устройство КР
президент
Жогорку Кенеш
правительство
суды
нормативно правовая база КР
Внутренняя политика
Внешняя  политика
донорские организации
 
 

Донорские организации и внешняя помощь, оказываемая Кыргызской Республике

I. Япония

Официальная помощь развитию (ODA) правительства Японии Кыргызской Республике за 2002 год.

Официальным агентством, отвечающим за координацию технической помощи правительства Японии, является  Японское Агентство международного сотрудничества (JICA). Правительство Кыргызской Республики получает техническую помощь от правительства Японии на основе подачи ежегодных заявок с акцентом на наиболее приоритетные сектора по следующим направлениям:

  • направление кыргызских специалистов за рубеж;

  • направление японских экспертов в Кыргызскую Республику;

  • направление японских волонтеров в Кыргызскую Республику;

  • техническая помощь проектного типа.

1. Общая грантовая помощь по проекту «Улучшение медицинского оборудования для родовспомогательных учреждений» $5,7 млн.

2. Непроектная грантовая помощь $2,4 млн.

3. Грантовая помощь для увеличения производства продовольствия  $2,3 млн.

II. Германия

Техническая помощь правительства Германии координируется Германским обществом по техническому сотрудничеству (ГТЦ), сотрудничество с которым началось в 1993 году. Деятельность ГТЦ охватывает различные направления: от аграрной политики, межсекторных сельских и городских программ, мероприятий по развитию инфраструктуры вплоть до профессиональной подготовки, а также  консультаций по экономическим и промышленным вопросам. На сегодняшний день Германское общество технического сотрудничества совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами реализует 6 проектов в таких секторах  как сельское хозяйство, промышленность и торговля, социальный сектор, охрана окружающей среды и образование  на общую сумму примерно 15 млн. евро.
В рамках технического сотрудничества Германия предоставила Кыргызской Республике средства в размере 65,05 млн. немецких марок.

III. Великобритания

В Кыргызской Республике представительство Министерства международного развития было основано в 1997 году и называлось Фондом Ноу-хау. В 1999 году представительство переименовалось в Департамент международного развития  (DFID).
На данный момент  DFID совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами  проводит работу  над  реализацией  6 проектов  общей стоимостью 10,65 млн. долларов США.
Основными направлениями оказания технической помощи DFID являются: сельское хозяйство, поддержка НПО, энергетика, государственное управление, здравоохранение.

IV. Информация о сотрудничестве Кыргызской Республики с Азиатским банком развития

АБР является одним из крупнейших доноров, оказывающих помощь Кыргызской Республике. Сотрудничество между АБР и Кыргызской Республикой началось после принятия членства АБР Кыргызстаном в 1994 году.
Источники финансирования АБР: обычные источники капитала, Фонд азиатского развития, специальный Фонд технической помощи и специальный Фонд Японии.
В целях и усиления координации проектов и укрепления взаимного сотрудничества между АБР и правительством Кыргызской Республики 2 апреля 2000 года было открыто постоянное представительство АБР в Кыргызской Республике. Постоянным представителем АБР в Кыргызской Республике является г-н Дж.Ч. Александер.
АБР осуществляет свою деятельность в Кыргызской Республике с 1994 года, руководствуясь стратегией деятельности, которая, в основном, направлена на оказание помощи по определенным вопросам в сельском хозяйстве, оказании государственных услуг (например, водоснабжение), развитии человеческих ресурсов (в частности, в области образования) и физической инфраструктуры (в частности, энергетики и автодорог). Ранее проекты, финансируемые АБР, поддерживали экономический рост, так как страна пострадала от затянувшегося периода экономического спада. К 1998 году появились признаки того, что экономика страны может достигнуть устойчивого роста. В связи с этим правительство и АБР приняли решение о введении в программу большего количества проектов, направленных на решение неотложных социальных проблем, таких как бедность и безработица. Такие изменения отражают тот высочайший приоритет, который в настоящее время и правительство, и АБР придают вопросу сокращения бедности.
По состоянию на конец 2002 года, совокупные выплаты Кыргызской Республике составили 333,5 млн. долларов США, или 71,1 проц. от общей суммы одобренных кредитов. Из 20 одобренных кредитов 11 находятся на различных стадиях реализации. Кроме того, по линии технической помощи (ТП) было выделено 47 проектов на общую сумму 28,24 млн. долларов США. Завершено 14 проектов в рамках Технико-консультативной помощи (ADTA). Деятельность АБР в Кыргызской Республике выросла в объеме и по сложности, был создан объемный портфель текущих проектов. Несмотря на экономические затруднения, финансово-бюджетные ограничения и институциональные сложности, проекты АБР в Кыргызской Республике осуществляются успешно; реализация утвержденных кредитов и ТП осуществлялась в целом в согласованные сроки.
Большая часть проектов технической помощи АБР направлена на подготовку инвестиционных проектов путем подготовки технико-экономического обоснования, предоставления консультационных услуг и проведения обучения специалистов процедурам Азиатского банка развития. Например, на такие проекты как: Проект реабилитации автодороги Бишкек-Ош, Развитие детей дошкольного возраста, Предоставление инфраструктурных услуг на уровне общин.
Строительство дороги Бишкек-Ош позволит экономить значительные средства на транспортных расходах, использовать имеющиеся масштабы экономики, развивать торговые взаимоотношения и получать от этого выгоды.
Нельзя не отметить, вклад АБР в развитие регионального сотрудничества. Региональную техническую помощь АБР начал предоставлять с 1997 года для развития сотрудничества между странами Центральной Азии - членами Банка и КНР в целях достижения устойчивого экономического роста и снижения уровня бедности. Региональная техническая помощь охватывает такие сектора, как: инфраструктура, энергетика, торговля, транспорт. В рамках регионального сотрудничества Азиатский банк развития на постоянной основе проводит международные конференции по региональному сотрудничеству.
Программа помощи Кыргызской Республике формируется в ходе работы программной миссии по стране, которая посещает республику на ежегодной основе. По итогам миссии подписывается Меморандум о взаимопонимании, в котором отражается программа финансирования на последующие годы по финансовому и техническому сотрудничеству.

V. Исламский банк развития

Кыргызская Республика стала членом Исламского банка развития в ноябре 1993 года. На 18-й ежегодной встрече правления управляющих, состоявшейся 3 ноября 1993 года, принята резолюция ИБР в отношении принятия КР в ИБР. Для вступления Кыргызстану необходимо было сделать взнос и ратифицировать учредительный договор ИБР. Таким образом, 15 января 1994 года вышло постановление Жогорку Кенеша Кыргызской Республики № 1437-XII «О ратификации Учредительного договора Исламского банка развития».
В ходе визита миссии ИБР в КР в октябре 2002 года подписано Соглашение о предоставлении технической помощи (гранта) между правительством КР и ИБР на усиление офиса управляющего ИБР в КР – Госкомимущества на сумму 174 тыс. долл. США. В настоящее время осуществляется реализация гранта.

VI. Китай

Китайская Народная Республика - одно из первых государств, признавших независимость Кыргызской Республики, - установила дипломатические отношения совместным коммюнике от 5 января 1992 года. После установления дипломатических отношений было подписано торгово-экономическое соглашение между правительствами Кыргызской Республики и Китайской Народной Республикой.
Двусторонняя договорно-правовая база между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой включает более 40 документов.
За период с 1992 по 2002 годы КНР предоставила технической помощи на сумму 3,6 млн. долларов США:
В основном, техническая помощь была предоставлена в качестве поставки медикаментов, продуктов, медицинской аппаратуры, а также товаров для Министерства обороны КР.
За период 2000 –2001 годы правительством КНР была предоставлена техническая помощь  в размере 1,8 млн. долларов США.
Из общего объема 10 млн. китайских юаней (1,2 млн. долларов США) в 2000 и 2001 годах были направлены на предоставление товаров для Министерства обороны Кыргызской Республики, в частности, часть средств - на закупку сборно-щитовых домов  для пограничных подразделений.
В 2002 году правительством КНР была оказана безвозмездная помощь в размере 15 млн. юаней правительству Кыргызской Республики, что было оформлено соответствующим межправительственным соглашением, подписанным в ходе официального визита Президента КР А. Акаева в КНР 23-25 июня 2002 года, и одобрено распоряжением правительства КР от 21 июня 2002 года № 329-р.
В соответствии с распоряжением правительства Кыргызской Республики от 3 августа 2002 года № 412-р безвозмездная помощь правительства Китайской Народной Республики правительству Кыргызской Республики в размере 15 млн. юаней распределены следующим образом:

  • Министерству транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики (на изыскательские работы по железной дороге Китай-Кыргызстан-Узбекистан) – 5 млн. юаней;

  • Управлению делами Президента Кыргызской Республики (на ремонт здания Дома правительства) – 2 млн. юаней;

  • Службе национальной безопасности Кыргызской Республики (на приобретение спецтехники) – 2 млн. юаней;

  • Фонду экономического развития Аксыйского района (на приобретение мини-оборудования по переработке сельхозпродукции) – 1 млн. юаней;

  • Государственной телерадиовещательной корпорации Кыргызской Республики (на приобретение оборудования) – 5 млн. юаней, в том числе:

  • Ошский телецентр – 3 млн. юаней;

  • Бишкекский телецентр – 2 млн. юаней.

В ходе визита в Кыргызскую Республику в августе 2002 года заместителя министра внешней торговли и экономического сотрудничества КНР состоялось подписание обменных писем, которые составляют Соглашение между правительствами КНР и КР о предоставлении правительством КНР правительству КР безвозмездного гранта в сумме 15 млн. юаней.
Данный грант предоставляется на подготовку Отчета об исследовании осуществимости строительства китайско-кыргызско-узбекской железнодорожной линии по территории Кыргызстана. Получателем гранта является Министерство транспорта и коммуникаций КР.

VII. Турецкое Агентство по
Международному Сотрудничеству (ТИКА)

30 апреля 1993 года подписан Меморандум о взаимопонимании между правительством Кыргызской Республики и ТИКА, в котором определены основные направления деятельности ТИКА в Кыргызстане.
Постоянное представительство ТИКА в Кыргызской Республике (г. Бишкек) было открыто в сентябре 1993 года.
Основной целью ТИКА является оказание помощи в экономической, технической, социальной, культурной, образовательной, юридической сферах путем создания совместных проектов и программ.
Общие расходы ТИКА по деятельности за период 1992-2002 годы составили 11,6 млн. долларов США. В основном помощь была направлена на:

  • обучение специалистов государственного управления;

  • консультационную помощь министерствам и ведомствам;

  • семинары, конференции, симпозиумы и др.

В 2001-2002 годах расходы ТИКА на проведение программ сотрудничества составили 1,1 млн. долларов США.

VIII. Швейцария

Швейцария является одним из крупных двусторонних доноров Кыргызской Республики. Двустороннее сотрудничество между Кыргызской Республикой и Швейцарией началось  с 1992 года.
Основными секторами двустороннего сотрудничества между нашими странами являются: здравоохранение, энергетика, сельское и лесное хозяйства, развитие картографической технологии и поддержка малых и средних предприятий, поддержка бюджета. Неоценима помощь правительства Швейцарии в рамках Бреттон-Вудских институтов, в том числе Всемирного банка и ЕБРР, которая осуществляется путем софинансирования совместных программ. Через трастовый фонд Всемирного банка правительством Швейцарии на софинансирование программных займов SOSAC (кредит на преобразование в социальном  секторе) и CSAC (консолидированный кредит на структурные преобразования) предоставило около 7,7 млн. долларов США, которые были направлены на поддержку государственного бюджета. Через трастовый фонд ЕБРР Швейцария предоставила техническую помощь для проведения международного аудита коммерческих банков Кыргызской Республики в целях расширения числа банков, обслуживающих кредитную линию ЕБРР по поддержке частного предпринимательства. В целом, за период сотрудничества правительством Швейцарии нашей республике предоставлена помощь более чем на 102 млн. швейцарских франков.

IX. Всемирный банк

Кыргызская Республика вошла в состав Всемирного банка в 1993 году. На сегодняшний день Всемирный банк является самым крупным донором Кыргызской Республики с ежегодным объемом финансирования около 70 млн. долларов США.
Кредитные средства в рамках сотрудничества между Кыргызской Республикой и Всемирным банком были направлены в самые важные сектора развития экономики республики, а именно: социальный, государственное управление, финансы, развитие инфраструктуры, сельское хозяйство, ирригация, охрана окружающей среды и энергетика.

 X. Международная финансовая корпорация

Международная финансовая корпорация является членом группы Всемирного банка, в состав МФК входят 175 стран. МФК была основана в 1956 г., чтобы способствовать развитию, катализируя инвестиции в частный сектор развивающихся стран.
Кыргызская Республика вступила в МФК в 1992 г. и имеет 0,07% в уставном капитале.
Стратегия МФК отражает приоритеты развития и потребности страны и тесно взаимодействует с программой помощи стране (СПС) Всемирного банка. Стратегия нацелена на создание институциональных возможностей через инвестиции и техническую помощь, которая будет продвигать развитие частного сектора, особенно малого и среднего бизнеса и поддержку перехода к рыночной экономике.
Портфель МФК стабильно вырос до 27,72 млн. долларов США (профинансировано на сентябрь 2002). Наиболее крупные инвестиции существующего портфеля были сделаны по проекту золоторудного месторождения Кумтор с дополнительными инвестициями в фабрику по производству упаковки (Алтын-Ажидар) и три проекта финансового сектора (Демир банк, КИКБ и ФИНКА). МФК также одобрила инвестиции в региональный фонд малых акций (CASEF). Под процедурами Фонда малых предприятий, МФК недавно сделала  прямые инвестиции в фабрику по производству макаронных изделий (Акун) в размере 1,4 млн. долларов США.

XI. Программа Развития ООН

Офис ПРООН в Кыргызстане открылся в 1993 году.
В настоящее время Программа представляет другие агентства ООН, не имеющих своих представительств в республике: Фонд ООН по народонаселению, Всемирную организацию здравоохранения, ЮНЕСКО и Комиссию ООН по контролю за наркотиками.
За период 2000-2002 гг. Программа Развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) предоставила Кыргызской Республике техническую помощь на сумму 2,9 млн. долларов США. Основными направлениями сотрудничества Кыргызстана с ПРООН являются: социальный сектор, доля которого составляет 60%, поддержка политического участия, поддержка НПО, децентрализация, охрана окружающей среды, информационный сектор, коммуникации.
Приоритетной программой ПРООН является преодоление бедности через устойчивое человеческое развитие, ставящее человека на первое место и помогающее бедным, проявляющее заботу об охране окружающей среды, создающее рабочие места и поддерживающее женщин. Именно этим объясняется, что более половины бюджета ПРООН расходуется на развитие демократических институтов, политическое регулирование, программы смягчения бедности и обеспечение доступа женщин к экономическим и политическим правам и возможностям.

XII. Европейский банк реконструкции и развития

Кыргызская Республика стала членом ЕБРР в июне 1992 года. Учредительные документы сотрудничества между ЕБРР и Кыргызской Республикой ратифицированы СНП ЖК КР 25 сентября 1995 года и ЗС ЖК КР 28 сентября 1995 года. На сегодняшний день Кыргызская Республика располагает акциями Европейского банка на общую сумму в 10 млн. Экю.
Постоянный представитель ЕБРР в Кыргызской Республике – Фернанд Пийонель.
Основными приоритетными направлениями деятельности ЕБРР в Кыргызской Республике являются: поддержка развития финансового и частного секторов, энергетика, инфраструктура, прямое инвестирование в предприятия республики и структурная перестройка потенциально жизнеспособных крупных предприятий.
За период сотрудничества общий объем финансовой помощи составил 108,6 млн. долларов США, и объем технической помощи в 2000-2001 гг.  - 7,8 млн. долларов  США. Основными направлениями технического сотрудничества Кыргызстана с Европейским банком реконструкции и развития является промышленность, доля которой составляет 33%, финансовый сектор - 49% за счет проекта «КИКБ» (Кыргызский инвестиционно-кредитный банк), экономический менеджмент и коммуникации.
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте Секретариата по привлечению иностранных инвестиций   
www.investment.kg 

 

Design and processing by DVH®