ГЕОГРАФИЯ Кыргызстана
государственная символика
гимн
национальные праздники
Регионы
ТУРИЗМ

экология

перспективы

структура

гостиницы

авиакомпании

туроператоры

ПРИРОДА
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Туристический потенциал Кыргызстана

             Выход Кыргызстана на международную арену как самостоятельного государства создает благоприятные условия для развития туризма. В свою очередь туризм - один из важных путей интеграции Кыргызстана в мировое сообщество.
            Опыт развития зарубежных стран показывает, что индустрия путешествий - одна из эффективных средств получения больших доходов. Поэтому наша цель - превращение туризма в ближайшем будущем в одну из ведущих валютных отраслей в структуре национальной экономики.
            Кыргызстан располагает для развития туризма всеми условиями во всем их разнообразии, включая природные и историко-культурные достопримечательности мирового масштаба.


           
Справка: Из всех естественных условий развития туризма, наиболее перспективными и обладающими большим потенциалом, являются горы, ущелья и ледники. 90 % территории Кыргызстана находятся на высоте свыше 1000 метров над уровнем моря. Такие вершины как пик Победы (7439 м) и пик Ленина (7134 м) относятся в высочайшим, после Гималаев и Памира, вершинам мира. Ледник Иныльчек является одним из протяженных по длине ледников и представляет собой достопримечательность мирового масштаба.
Кыргызстан имеет около двух тысяч высокогорных озер. Жемчужина Тянь-Шаня - озеро Иссык-Куль. Купальный сезон длится 6 месяцев. Температура воды в летнее время 24 градуса по Цельсию, зимой - 4 градуса. Кристально чистая вода, минеральные источники в сочетании с горным и морским климатом создают уникальные условия для курортного отдыха с грязевым и термальным лечением.
Исторические предпосылки развития туризма: Географическое положение Кыргызстана обусловило то, что республика с давних времен находилась в зоне развитой среднеазиатской цивилизации, являлась перевалом на оживленных международных торгово-караванных сообщений между Западом и Востоком. Сегодня развитие познавательного туризма на Великом шелковом пути, где находятся историко-культурный археологический музей “Сулайман-тоо”, Узгенский исторический комплекс, наскальные рисунки урочища Саймалы Таш, Кумбез Манаса, это не только дань своей богатой истории, но и средство активизации экономических, культурных связей между странами, находящимися на этом пути.


            Учитывая принцип преемственности, традиционные направления туризма в Кыргызстане в новой истории, состояние имеющихся инфраструктуры и объектов туризма и отдыха, наиболее перспективными могут быть следующие виды туризма:
- курортно-рекреационный туризм;
- приключенческий и горный туризм (альпинизм, рафтинг, спелеология, горные лыжи, эко-туризм и др.);
- международный туризм на Великом шелковом пути.
            В соответствии с общим реформированием экономики, для развития означенных видов большое значение играет малое и среднее предпринимательство в сфере туризма. Если до 1991 года Кыргызстан имел только три структуры, занимающихся туризмом (“Интурист”, “Рестурсовет” и БММТ “Спутник”), то в настоящий момент в республике осуществляют туристическую деятельность около 250 фирм с частной формой собственности, в том числе десятки фирм с участием партнеров из Англии, Голландии, США и Германии.
            Субъекты туристической индустрии республики в условиях вхождения Кыргызстана в международный туристический рынок осуществляют процесс первоначального накопления финансового капитала и адаптации к условиям рыночной конъюнктуры как внутри страны, так и за рубежом. В этих условиях Госагентство по туризму и спорту оказывает большую юридическую, организационную и информационную помощь, а также в международных связях предпринимателям туризма. Выдача лицензий на право заниматься туристической деятельностью осуществляется без волокиты и задержек практически день в день по мере подачи документов. Силами Госагентства организованы в 20 странах презентации туристического потенциала Кыргызстана, начиная с 1998 года, турфирмы стали постоянными участниками международных туристических выставок и ярмарок в Лондоне, Берлине, Голландии и др. Госагентство подписало договора о сотрудничестве с туристическими национальными администрациями 16 стран мира.
            Имеются уже и первые положительные результаты. По сравнению с 1992 годом общий поток туристов (въезд, выезд) в 1999 году возрос в 10 раз и составил 404 тыс. человек. Общий объем оказанных услуг туристам этими фирмами в 1999 году составил 35.277.000 сомов, ими в бюджет в виде налогов отчислены 8.194.500 сомов. А общий доход от всей сферы туризма, по данным Нацстаткома, составил 14120 тыс. долл. США.
            Мы отдаем себе отчет в том, что успешное освоение этих видов туризма невозможно без создания хорошей туристической инфраструктуры, обширных и современных коммуникационных связей и надежных воздушных и наземных транспортных артерий. Именно в эти области экономики были направлены первые крупные инвестиции.
            Еще несколько лет назад мы говорили, что гостиница “Ак-Кеме” - это одна из первых ласточек участия зарубежного частного сектора в развитии туризма. Сегодня уже с помощью зарубежных инвесторов американской компании “Хаят Ридженси” завершается реконструкция гостиниц “Кыргызстан”, а немецкая фирма “Инпро” планирует ввод гостиницы “Ала-Тоо”.
            Несомненно, большой вклад в совершенствование туристической индустрии является и реконструкция за счет японского правительственного кредита аэропорта “Манас” - главных воздушных ворот Кыргызстана.
            Эти и другие большие финансовые вливания в сферу связи, дорог стали возможным при посредничестве Правительства Кыргызской Республики. Однако, как показывает опыт развитых стран, во многом динамичность развития туристической индустрии можно обеспечить за счет деятельности малых и средних частных предприятий и учреждений гостиничного, транспортного обслуживания туристов, питания (бары, кафе, рестораны и т.д.), пунктов сервиса автомобилей и т. д. Другими словами за счет привлечения мелкого частного капитала в сферу туризма.
            Такое же намечается и в Кыргызстане. Примером этому может служить “челночный” бизнес, который полностью осуществляется за счет денег граждан. Кроме ощутимого дохода государству, “челноки” обеспечивают рабочими местами сотни тысяч людей. Имеются уже примеры серьезного инвестирования туризма представителями среднего бизнеса. Англо-кыргызская туристическая фирма “Небесные горы” осуществляет строительство гостиницы в гор. Бишкек, такой же объект имеется в гор. Нарын. Сейчас интерес фирмы направлен в южный регион республики.
            Для стимуляции развития малого и среднего в туризме практически не применяются экономические рычаги. Сегодня предприятия и учреждения туризма облагаются всеми видами налогов. Государственный фонд по поддержке малого и среднего предпринимательства, другие институты кредитования и микрокредитования практически не распространяют свою деятельность в сферу туризма.            

      Справка: Первой мерой поощрения бизнеса в туризме может стать освобождение от уплаты НДС турфирм или хотя бы его снижение до 5% уровня. Соседний Узбекистан пошел по пути отмены платы НДС для турфирм.

            С точки зрения развития туризма и привлечения инвестиций наиболее привлекательным является курортно-рекреационное хозяйство республики, в частности около 120 домов и баз отдыха, пансионатов и санаториев Иссык-Куля.
           

      Справка: В былые годы Иссык-Куль принимал за летний сезон до 800 тыс. отдыхающих из союзных республик. Кроме 70 куротно-оздоровительных учреждения, функционировало около 40 предприятий общепита, десятки кинотеатров, домов культуры и т.д.
           

            Восстановление прежних объемов отдыхающих из стран СНГ является одной из первых задач развития туризма в регионе. Конечно же уровень сервиса и услуг, предоставляемых курортно-рекреационными учреждениями далеки от мировых стандартов. Но обеспечить конкурентоспособность на туристическом рынке этих учреждения на начальном этапе можно было бы за счет более приемлемых цен.
            Особого внимания заслуживает аэропорт “Чолпон-Ата”. Находясь в самом центре курортной зоны, аэропорт мог бы стать основной воздушной гаванью Иссык-Куля. Для привлечения туристов требуется возрождение былых рейсов, связывающих Иссык-Куль с южным регионом Кыргызстана, столицами и крупными городами Казахстана, Узбекистана и ряда других среднеазиатских стран. Вообще для восстановления прежних потоков отдыхающих из стран СНГ реконструкция аэропорта “Чолпон-Ата” является одним из решающих условий.
            Для финансовых вложений Иссык-Куль предоставляет очень широкий спектр возможностей - от крупных капитальных инвестиций до финансирования туристических учреждений малой и средней пропускной способности (до ста человек).
           

       Справка: По заключению западных специалистов, проводивших исследования состояния туризма в Кыргызской Республике при поддержке Всемирного Банка и Международной финансовой Корпорации, наиболее интересным объектом является санаторий “Аврора”, который обладает хорошим потенциалом для превращения в современный комплекс отдыха (уровня 4-х звездочного отеля), нацеленный на международный рынок туристов.

Такой же интерес могут иметь и другие курортные учреждения Иссык-Куля, такие как санаторий “Голубой Иссык-Куль”, дом отдыха “Чолпон-Ата”, курорты “Джергалан” и “Джеты-Огуз”.

 

            Основным сдерживающим фактором инвестирования туристических объектов является вопрос собственности. Принадлежность курортно-рекреационных учреждений Профсоюзам, различным ведомствам отпугивает зарубежных инвесторов, а директора этих учреждений не заинтересованы, да не в состоянии, улучшить качество услуг до уровня мировых стандартов. Для привлечения инвесторов на Иссык-Куль необходимо закончить процесс приватизации пансионатов, домов и баз отдыхов и др. К сожалению, утвержденная Правительством Кыргызской Республики, Программа приватизации курортно-рекреационного хозяйства республики, рассчитанная до 2000 года, пока еще не выполнена.

            Серьезным толчком в развитии познавательного туризма на Великом шелковом пути станет восстановление и реконструкция автомобильных дорогах “Ош-Бишкек” и “Бишкек-Торугарт”.
 

      Справка: История Великого шелкового пути уходит далеко в глубь веков. Несмотря на это основные ветки караванных путей, проходящих через Кыргызстан, с течением времени практически не изменились. Ремонтируемые дороги полностью совпадают с основными историческими ветками Великого Шёлкового Пути.
            Организация путешествий по историческим местам, обустройство дороги автомобильными кемпингами, малыми гостиницами и мотелями, объектами сервисного обслуживания автомобилей - все это вопросы развития туризма. И здесь немаловажную роль должны, на наш взгляд, сыграть малый и средний бизнес. Назревает пора совместно с институтами кредитования и микрокредитования, как уже отмечалось выше, продумать систему финансовой помощи жителям, проживающим вдоль трассы, для организации частного бизнеса, связанного с предоставлением услуг для туристов.

 

            Часто решающим фактором для выбора той или иной турпоездки оказываются природные условия. Что же особо популярно у туристов? Нравятся отдыхающим водные поверхности. А разве у нас их нет в Кыргызстане? Привлекают минеральные источники. Здесь можно удовлетворить практически любое пристрастие, и остается только задать вопрос: какой минеральной воды вы хотите отведать? Далее следуют поклонники водопадов... А какой из 300 вы хотите осмотреть? Любителям леса тоже есть что предложить. Хотите видеть реликтовые ореховые или яблоневые леса? Пихтовые? Березовые? Еловые? Арчовые? Пожалуйста! Вас привлекает мир пещер? Ну из трех тысяч можно что-то выбрать по вкусу. Чистота воздуха? Госкомстат все знает и утверждает, что экологически чистыми сейчас являются только районы Тянь-Шаня и Памира.
            А ведь все это - вода, минеральные источники, водопады, леса, пещеры, чистота воздуха - факторы, решающие для интуриста при выборе места отдыха. Тем более, что все сосредоточено на небольшой, в общем-то, территории. А количество солнечных дней? Их больше, чем в странах Средиземноморья, однако Италия, Испания, Франция, Югославия, Греция именно этим привлекают туристов из-за рубежа. Красоты природы и чистота воздуха помогают развивать зарубежный туризм Австрии и Швейцарии...
            Число отдыхающих зимой в горах в европейских странах удваивается каждые семь лет. И этот спрос породил соответствующее предложение. Горнотуристские базы растут во всем мире, как грибы: в Италии их 200, во Франции 130, в Австрии 100, в Испании 31. Горный туризм развивается в Польше, Румынии, Болгарии, Венгрии. Неужели это случайно? Да нет. В том-то и дело, что это чрезвычайно выгодно.
            Но под силу ли нам конкурировать? Безусловно, если иметь в виду ресурсы. Открытые границы и интерес к стране увлекут и так, а уж если можно заняться любимым видом спорта, да еще освоить новые для себя трассы - тут отбоя от желающих не будет. Турист - он ведь не менее азартен, чем заядлый охотник или рыбак. Специалисты утверждают, что спрос населения в самой ближайшей перспективе превысит предложение, так как лучшие ресурсы в Альпах, Татрах и других горных районах в большинстве своем уже исчерпаны. Даже сейчас уже в оборот вводятся районы с меньшей альтернативой. Здесь-то нам и карты в руки...
            По своей природе Кыргызстан - уникум. Ведь при описании республики так часто встречаются слова: реликтовый, уникальный, единственный в своем роде, неподражаемый, редкостный, необыкновенный, диковинный. Здесь можно использовать путь развития туризма, давно апробированный Западом, в частности, во Франции.
Особенно важно учитывать экономические перспективы туризма, когда являешься обладателем поистине бесценных природных сокровищ, таких, как прозрачно-голубые воды Иссык-Куля и снежные вершины Терскея, природные сады Арсланбоба и целительные пещеры Сулюкты, а также много другого. Все тот же пресловутый "воздух" способен при гораздо меньших затратах, чем те, которых потребует создание развитой промышленной зоны, не просто одеть, обуть и накормить людей, но и принести настоящее благоденствие. А к этому еще следует прибавить отсутствие экологических последствий, которые неизбежны при деятельности промышленных предприятий. 

Design and processing by DVH®